Маркировка товаров

Для борьбы с контрафактной продукцией с 2019 года по «Распоряжению Правительства РФ» вводится обязательная система маркировки на ряд товаров:

Маркировка

 На товары будут наносить специальный код маркировки. Он поможет отследить их движение и не пропустить поддельный продукт в оборот. К маркировке товаров должны подготовиться все участники рынка: производители, дистрибьюторы и магазины будут работать с ЭДО и оборудованием, который считывает код маркировки. В коде маркировки содержится информация о производителе, владельце товара, его движении от производства до продажи.

 С маркировкой государство контролирует производимую продукцию и знает, сколько производится и ввозится товара в год, сколько уходит в магазины и продаётся. Благодаря маркировке потребитель знает, что покупает качественный и оригинальный товар. С такой системой подделке сложно попасть на склады или в магазины.

 Поэтапно вводится обязанность передавать определенный набор сведений в государственные информационные системы (ГИС). Их уже довольно много: ЕГАИС, ГИС Маркировка (меховые изделия), АСК ККТ, Меркурий. Сейчас эти системы курируют разные операторы. Реализованы они также по-разному. И работают по-разному.

 От этого разнообразия государство хочет уйти, разработав единую систему, которую будет курировать единый оператор по единой технологии.

Оператор уже выбран, им стал Центр Развития перспективных технологий (ЦРПТ). Именно он будет заниматься проектами по маркировке табака, обуви, лекарств, текстиля и других товаров.

 Чтобы минимизировать нагрузку на бизнес и покупателей, для этих товаров ЦРПТ выбрал двухмерный код DataMatrix — самый дешевый и быстрый в производстве. Таким кодом с 1 июля 2018 года начали маркировать и крепкий алкоголь, до этого использовали код PDF417. Для работы с ним нужен только 2D-сканер. Благодаря этому сильно минимизированы затраты на работу с новой системой маркировки.

 Вся розница, у которой есть касса, должна передавать данные в ОФД. И это самый простой способ для передачи данных о маркированном товаре. Так ЦРПТ решил добавлять к товару дополнительный штрих-код, который сканируется при продаже и затем добавляется в чек. Принцип как у ЕГАИС, только его упростили: убрали программный модуль, накладные расходы.

  1. Участники рынка регистрируются в системе маркировки. Все участники рынка приобретают электронную подпись и подключаются к ЭДО — системе электронного документооборота. Для сканирования кодов маркировки участнику потребуется 2D-сканер.
  2. После регистрации производитель запрашивает коды у системы маркировки или производит их сам.
  3. Производитель наносит коды на упаковки. Он сообщает системе маркировки, что произвёл продукцию с кодами.
  4. Производитель хочет передать товары поставщику. Он формирует УПД — универсальный передаточный документ — где учтены коды всех товаров, которые производитель собирается передать. Документ передаётся через ЭДО.
  5. Поставщик получает товары и УПД. Он сверяет коды на самих товарах и в передаточном документе, и если всё сходится — принимает УПД. Как правило, оператор ЭДО передаёт информацию системе маркировки о смене владельца товаров.
  6. Поставщик передаёт товары в магазин вместе с новым УПД. Товары поступают в розницу по той же системе — магазинам тоже надо сверять коды. Если всё сходится, магазин принимает УПД — теперь товар перешёл на баланс магазина.
  7. Покупатель приходит в магазин и хочет купить товар. Продавец второй раз сканирует код — но уже не для проверки, а для продажи и вывода маркированной продукции из оборота. Онлайн-касса отправляет данные о продаже в ОФД, а оператор фискальных данных передаёт их в систему маркировки. Товар списался с баланса магазина и вышел из системы маркировки.

Что нужно, чтобы подготовиться к введению систем маркировки?

Официальный сайт системы маркировки